Документ регулирует правовые отношения инжиниринговой деятельности и услуг в области промышленного дизайна, а также наделяет Правительство полномочиями по определению критериев отнесения организаций к данной сфере. Кроме того, будет создан открытый реестр для компаний, обладающих компетенциями такого профиля.

Законопроект уточнил и определил следующие понятия:

  •  «инжиниринговая организация (инжиниринговый центр)»;
  •  «инжиниринговые услуги (инжиниринговая деятельность)»;
  •  «услуги и (или) работы в области промышленного дизайна (деятельность в области промышленного дизайна)»;
  •  «организация сектора промышленного дизайна».

Официальная аккредитация подразумевает формирование полноценного прозрачного рынка таких услуг. Но государство идет еще дальше, предлагая бизнесу варианты софинансирования венчурных инвестиций. Депутатом Гутеневым через Единую Россию внесена очень важная поправка в бюджет на 2024—2026 гг., о выделении дополнительно ₽9 млрд на компенсацию до 80% затрат на разработку проектно-конструкторской документации.

Активность Госдумы следует воспринимать вместе с шагами Минпромторга. Министерством также был разработан собственный Проект национальной концепции развития инжиниринга и промышленного дизайна. В конце 2023 года он был направлен на рассмотрение в Правительство.

Таким образом, речь идет о продуманной нормативной стратегии, за которой стоят интересы тысяч предприятий и научных организаций. Независимо от успеха задуманного, а шансы на появление нового закона весьма велики, это огромный прогресс в государственном мышлении и в государственных представлениях об индустриализации. Прежде со стороны государства наблюдалось отсутствие системного подхода к финансированию инноваций без инженерной экспертизы, без понимания особенностей этапов инновационного жизненного цикла и без обеспечения их прохождения.

Инжиниринговые услуги (несмотря на наличие соответствующих ОКВЭДов) оставались средой стихийной активности талантливых одиночек. И, как правило, имели успех только в высокорентабельных отраслях. С появлением санкций, возник запрос на обратный инжиниринг (то есть, на промышленное копирование иностранных технологий и комплектующих), который заставил государство искать варианты поощрения и легализации такой деятельности. Полномочия  распределять субсидии на реверсивный инжиниринг передали автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию». Презентация льготной программы Агентства в части субсидирования затрат на разработку конструкторской документации по реверс-инжинирингу впервые состоялась на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в 2022 году. К сожалению, такое гомеопатическое решение не соответствует реальным потребностям национальной экономики: ни по финансированию, ни по уровню постановки задач.

«Цифровые Закупки» уже писали, что (на наш взгляд) в сфере инжиниринга и промдизайна России требуется орган уровня министерства, способный выступать генератором проектов, и отвечать за их реализацию – а, не просто сопровождающий до окошка с субсидией.

Похоже, что новые экономические вызовы заставили правительство смотреть на вопросы инжиниринга гораздо шире. Тема переросла границы частной инициативы среднего бизнеса. Напомним, что комплексную программу развития отечественного инжиниринга, поручил разработать Президент Владимир Путин.

Теперь к самым интересным деталям из Проекта национальной концепции развития инжиниринга и промышленного дизайна от Минпромторга.

Предлагается создать специальный реестр инжиниринговых организаций, а компании, прошедшие аккредитацию и попавшие в список, смогут получать льготы. По данным Минпромторга, на текущий момент уже аккредитовано около 230 инжиниринговых коллективов, которые работают с более чем 600 индустриальными партнерами.

Как считает депутат Владимир Гутенев, развитие инжиниринга и промдизайна, – это необходимая ступень для перехода от технологического суверенитета к технологическому лидерству.

На базе ведущих технических университетов сформирована сеть из 76 инжиниринговых центров, способствующих выполнению заказов реального сектора и подготовке кадров по ключевым отраслям экономики.

– Дальнейшее привлечение квалифицированных специалистов в эту отрасль позволит повысить конкурентоспособность российской продукции и ускорить процессы цифровизации. Однако, действующее законодательство не позволяет полноценно применять меры стимулирования отечественного инжиниринга, – констатирует Гутенев.

Идею о том, что России требуется именно система инжиниринговых центров, а не творческих хаос стартапов-альтруистов уже давно и последовательно высказывают профессионалы отрасли, непосредственно занятые в промдизайне. В частности, такую точку зрения высказывал президент центра промышленного дизайна и инноваций «Кинетика» МИСиС Дизайн и Инновации» Владимир Пирожков в ходе Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Налоговые льготы и преференции для инжиниринговых компаний, которые предлагает оформить Минпромторг России:

  1. Временное обнуление налога на прибыль: предлагается снизить налог до уровня, установленного для организаций в сфере IT-технологий, следует из документа. С 1 января 2022 года до 31 декабря 2024-го ставка налога на прибыль для IT-компаний нулевая (вместо 20%), ее могут применять организации, аккредитованные Минцифры, чья профильная выручка составляет не менее 70% от общего объема доходов. Затем ставка должна увеличиться до 3%;
  2. Снижение тарифов страховых взносов: аналогично налогу на прибыль Минпромторг предлагает снизить тариф страховых взносов для инжиниринговых компаний до льготного уровня IT-фирм (7,6 вместо 30%). Мера распространится на организации, включенные в реестр, в том числе на компании промышленного дизайна, применяющие упрощенную систему налогообложения, говорится в проекте концепции;
  3. Освобождение ряда услуг от НДС: предлагается включение услуг промышленного дизайна в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от НДС), сказано в проекте концепции. Операции, освобожденные от НДС, перечислены в ст. 149 Налогового кодекса и включают, помимо прочего, продажу определенных медицинских товаров, услуги общепита, перевозки пассажиров городским транспортом, реализацию туров в сфере внутреннего или въездного туризма. Освобождение от НДС не равно нулевой ставке этого налога (она позволяет претендовать на возврат так называемого входного НДС);
  4. Финансовые преференции: кредитование под залог будущей выручки; компенсация затрат по кредитам; возмещение затрат на дизайн.

Одним из жизнеспособных сценариев для российского промышленного дизайна и инжиниринга является появление специальных центров или департаментов, отвечающих за это направление при консорциумах производителей, а также при крупнейших компаниях, которые являются заказчиками и конечными потребителями промышленной продукции. Такое уже происходит в IT, инжиниринговые компании проектируют железо и софт, в медицине, в приборостроении.  Но остается множество сфер, где подобные услуги в дефиците. Например, малая авиация и беспилотники.  На конкретном проекте – прямо сейчас есть потребность в обратном инжиниринге авиадвигателя «Honeywell» для русского коммерческого неокукурузника ТВС-2МС. Есть потребность в создании целой линейки беспилотных летательных аппаратов для доставки грузов в обширных и малонаселенных регионах Русского Севера, способных заменить дорогостоящие вертолетные перевозки. Такие задачи решаются через инжиниринг и промдизайн с оценкой экономической эффективности и страхованием рисков. Главное преимущество в том, что они решаются не постфактум, а на упреждение. Потому что инжиниринг – это проектирование ближайшего технологического будущего.